Главная/ Транспорт/ Как отрегулировать зазоры клапанов
Как отрегулировать зазоры клапанов
Ремонт клапанов

Регулировка клапанов — достаточно ответственная операция, к тому же и стоит недешево. Владельцы большинства современных автомобилей освобождены от этих расходов благодаря гидроопорам, поддерживающим нужный зазор автоматически. Но такое усложнение системы, к сожалению, приводит к уменьшению ее надежности и ремонтопригодности. К примеру, «Хонда», обладающая супернадежными моторами, не собирается отказываться от упорного винта с контргайкой, к тому же заводская регулировка может сохраняться и через 100 тыс. км. К отечественным машинам, обладающим подобной стабильностью зазоров, относятся лишь некоторые экземпляры «самар» и «десяток».

Проверять зазоры в механизме с регулировочными шайбами (как у переднеприводных ВАЗов), при отсутствии настораживающих звуков, достаточно раз на 30 тыс. км. У отечественных машин с рычагами в приводе ГРМ («Москвич», «Жигули», «Запорожец», «Волга») на это стоит обращать внимание при каждом ТО. В иномарках подобный привод нуждается в меньшем внимании.

Главные принципы регулировки большей части моторов одинаковы:

  1. Двигатель должен остыть. Его температура должна быть как можно ближе к указанной в руководстве по ремонту (около 15-25°С), чтобы измерения были точнее. При увеличении температуры растут зазоры, и, зная это, многие мастера берутся за регулировку «на горячую», делая при этом некоторые поправки. Но разные двигатели нуждаются в разной поправке, и детали остывают с разной скоростью. А пока остывает мотор, можно сменить фильтры, масло, проконтролировать работу светотехники и т. д.
    Регулировка зазоров
  2. Зазор на многих автомобилях меряется под регулировочным винтом, для его контроля бывает достаточно простого набора щупов с шириной 10 мм. «Классика» потребует широкий щуп, потому что узкий дает погрешность из-за перекоса рычага клапана. «Жигули» имеют одинаковые зазоры для выпускных и впускных клапанов равные 0,15 мм. Одним щупом не так-то просто измерить с такой точностью зазор, однако необходимых наборов в продаже нет, поэтому стоит тренировать чувствительность мышц. Если гнется щуп 0,15 мм и не входит в зазор — это говорит о пережатом клапане. А если щуп проходит свободно, зазор велик.
  3. Иногда с точностью выставить зазор не удается, потому что он «уходит» при затяжке контргайки. Тогда его можно сделать большим, но меньше положенного не стоит. Многих пугает поправочная таблица с указанием зазоров для «горячей» регулировки. Зазоры тем больше, чем двигатель горячее. Однако не нужно забывать, что предназначены они для остановленного двигателя. А у работающего мотора зазоры, наоборот, уменьшаются, а не увеличиваются, из-за того, что клапаны нагреваются и, соответственно, удлиняются больше остальных деталей газораспределительного механизма. Мотор, у которого «перетянуты» клапаны, будет тише работать, но вскоре клапан перестанет на некоторых режимах закрываться, и его тарелка не будет иметь возможности отдать головке цилиндров тепло, в результате начнет еще больше перегреваться. Закончится этот процесс прогаром клапана, двигатель перестанет тянуть. В том, что клапаны были перетянуты, можно убедиться, сняв распредвал: на нерабочей тыльной стороне кулачков будут заметны следы износа.
  4. Регул клапановПо опыту, нерабочая поверхность кулачков распредвала «Жигулей» не всегда бывает идеальна: эксцентриситет (биение) может достигать 0,04 мм. Это можно выяснить, если проверить зазор в неодинаковом положении кулачка — перед открытием клапана и после его закрытия. После установки распредвала в положение, когда метка на шестерне направлена вверх, нужно проверить зазоры у клапанов 4, 6, 7, 8. Потом поворачиваем коленвал на 180°, при этом распредвал повернется на 90°, и проверяем теперь 7, 4, 3, 1 клапаны. Еще поворот — работаем с 3, 1, 2, 5, потом еще — с 2, 5, 6, 8. Вы должны получить для всех клапанов одинаковые результаты измерений. В противном случае при выставлении зазора надо будет ориентироваться на самое «зажатое» место.
  5. При регулировке зазоров на «Жигулях» можно воспользоваться специальными приспособлениями с часовым индикатором. Они должны обеспечивать большую точность, нежели щуп, и давать возможность регулировки зазоров на нагретом двигателе. Но практика показывает, что эти приспособления имеют разные недоработки, что в итоге вносит ошибки в измерение.
  6. В двигателях, наподобие ВАЗ-2108, зазоры регулируют методом подбора шайб, поэтому точность регулировки в них обеспечить легче. К тому же, и допуск для «Самары» в три раза больше, нежели для «классики». Размеры зазоров впускных клапанов — 0,20±0,05 мм, а для выпускных — 0,35±0,05 мм. Если у первых щуп 0,15 мм не попадает в зазор распредвал-шайба или же подходит 0,25 мм щуп (для выпускных это будет соответственно 0,3 и 0,4 мм), то потребуется обязательная регулировка. Для нее надо специальное приспособление, которое закрепляется штатными гайками с шайбами на шпильках крепления крышки головки цилиндров. Коленвал нужно 2108повернуть так, чтобы кулачок регулируемого клапана имел направление вверх. Затем отсасываем маленьким шприцем масло из ложбинок возле толкателей, чтобы удобнее было ориентировать толкатель и извлечь шайбу. После берем шилом или тонкую отвертку и поворачиваем так толкатель, чтобы повернулся к нам прямоугольный вырез. Нажимаем на рычаг приспособления рукой, утапливая толкатель, и между его бортиком и распредвалом устанавливаем фиксатор. Подцепляем шайбу шилом и извлекаем ее пинцетом. Будьте аккуратны: нельзя подсовывать под распредвал пальцы, потому что, если вдруг фиксатор толкателя выскочит, то можно получить серьезную травму. Толщину новой шайбы (она подписана на ее поверхности) выбираем, учитывая фактическую толщину старой, измеренной микрометром. Если она изношена несильно, то можно использовать ее повторно, регулируя другие клапаны. Чтобы хранить шайбы, очень удобно использовать кассу с кармашками из полиэтилена. Напоследок устанавливаем новую шайбу маркировкой вниз в толкатель, затем вновь утапливаем приспособлением толкатель, фиксатор извлекаем.
  7. Владельцы иномарок порой изменяют «восьмерочное» приспособление или вообще обходятся и без него, используя фиксатор толкателя подходящего размера. Вывернув свечи, поворачиваем коленвал, чтобы толкатель утопил кулачок распредвала, вставляем фиксатор, аккуратно вращаем валы, пока кулачок не уйдет с шайбы. Заменив шайбу, вращают распредвал назад за его шестерню специальным ключом. Нельзя вращать за коленвал, потому что ремень должен нагружаться правильно. Не стоит применять шайбы меньшего диаметра, не лучший вариант и обтачивать большие. Ведь в этом ответственном и высоконагруженном узле эрзац-шайба быстро износится или станет причиной порчи других деталей. Иногда удается обойтись без покупки шайб, поменяв их всего лишь местами.

Итак, для более точного измерения:

  • Двигателю надо остыть до температуры 15-25°С.
  • Замеры стоит проводить не меньше двух раз, провернув при этом распредвал на полный оборот. При несовпадении результатов, еще раз измерьте зазоры.
  • Лучше использовать два щупа: и «проходной», и «непроходной».

Видео сюжет расскажет, как регулировать клапана ВАЗ

Автор:
Равиль Салихов
КОММЕНТАРИИ: (0)
Введите ваше имя
Введите ваш e-Mail
Введите текст