Поломанная лыжа – огромная проблема для продолжения лыжного похода. Однако выход всегда есть, хотя полевые условия не самые комфортные для подобного ремонта. Все же, таким опытом обладает практически любой лыжник с многолетним «походным» стажем. Деревянными лыжами сейчас пользуются редко, ведь именно их проще всего поломать. Все опытные лыжники давно уже перешли на использование полупластиковых и пластиковых приспособлений. Первые ломаются чаще, вторые – реже. Что же делать, есть произошла поломка? Рассмотрим несколько вариантов.
Чем же должен располагать любитель длительных зимних прогулок для починки сломанной лыжи:
- Изолентой.
- Армированным сантехническим скотчем.
- Медицинским лейкопластырем.
- Саморезами, имеющими различную длину. В качестве альтернативы подойдут гвозди.
- Металлическими пластинами (лучше более легкими титановыми). Как минимум двумя. Их ширина должна равняется ширине лыжи. На поверхности пластин заранее просверливаются отверстия.
- Эпоксидной смолой.
- Стеклотканью.
Выше указан оптимальный перечень набора. В зависимости от вида поломки и места ремонта используется тот или иной материал. Например, к области слома крепится пластина, которая фиксируется болтами. Многие пользуются эпоксидной смолой и стеклотканью лишь для ремонта в удобных условиях домашней мастерской.
Снятый и переставленный вперед крепежный механизм используется в качестве экстренной меры. Она приемлема в тех случаях, когда плотность наста хорошая либо есть отличная лыжня и остаток пути нельзя назвать большим. Отломанную часть лыжи закрепляют на рюкзаке. К основному ремонту приступают на ближайшем привале (в мастерской).
На самом деле существует несколько технологий, позволяющих продолжить зимнюю прогулку на лыжах даже после такой серьезной «аварии»:
- Спиливается дерево. Диаметр его ствола должен соответствовать толщине лыжи.
- Слегка изгибается (аналогично верхней части лыжи).
- От ствола отпиливается метровая длина.
- Далее следует двухсторонняя обтеска дерева до получения доски, имеющей толщину 0,25-0,3 см. Не менее важно наличие небольшого прогиба.
- С лыжи снимается крепление.
- Затем следует соединение слома с последующим наложением изготовленной доски. Она укладывается сверху.
- Крепление доски к лыже осуществляется с помощью саморезов или гвоздей. Главное не делать это по одной прямой во избежание ненужных трещин.
- Концы крепежных деталей загибаются в направлении лыжного задника.
- Допустимо прибегнуть к дополнительному усилению сломанного места. В данном варианте функцию усилителя выполнит кусок жести. Благо недостатка в пустых консервных банках при длительных прогулках у путешественников не бывает.
- Готовая конструкция перематывается армированной вариацией скотча. В крайнем случае допустимо использование обычного лейкопластыря. Обмотка начинается с лыжного задника и продолжается в направлении носка.
После завершения ремонта устанавливается крепление с применением более длинных саморезов, нежели в первоначальном варианте. Так будет надежней.
Предполагает скрепление лыжных частей внахлест. Здесь важен порядок: нижнее положение передней части относительно задней. То есть искать дерево не придется. Однако наличие саморезов и специально скотча не исключается.
Поломки лыжных носков происходят чаще иных переломов, в частности пополам. Некоторые лыжники занимаются предварительным усилением носков. Их лыжи оснащены несколькими слоями стеклоткани, которые клеятся на эпоксидку. Кто-то предпочитает самостоятельное изготовление металлических носков. Таким заранее подготовленным атрибутом «украшается» сломанная лыжа. Для его фиксации также потребуются шурупы.
В иных случаях обходятся наложением шины. В идеале используется фанера (не слишком большой кусок). Возможна ее замена двумя небольшими ветками. Снизу конструкция укрепляется жестяной полосой. Все закрепляется скотчем.
Более простой способ склейки основан на применении стеклоткани:
- После нанесения эпоксидки на зону слома выполняется плотное соединение обоих кусков лыжи.
- Затем клеевым составом покрывается верхний участок и на него наклеивается стеклоткань. Одного слоя материала недостаточно. Подобная операция повторяется несколько раз. В итоге получается латка в многослойной вариации. При этом каждый слой промазан смолой.
- В завершении место поломки бинтуется стеклотканью (в направлении от пятки к носку), которая также промазана эпоксидной смолой.
- После финального слоя эпоксидки, остается ждать высыхания эпоксидного клея.
Теперь рассмотрим этапы наиболее надежной версии ремонта:
- Подготавливается накладка. Если поломан носок, используется деревянная доска (чаще сосновая) длиной 20 см. Если разлом произошел на заднике (сегменте, подверженному более сильным нагрузкам), потребуется более крепкий материал в виде алюминиевого (титановый) уголка.
- Выполняется подгонка материала по размеру для плотного прилегания. В основном это касается дерева.
- С помощью дрели в шине сверлятся отверстия. Достаточно четырех дырок, расположенных не на одной линии.
- Эпоксидка разводится с отвердителем.
- Клеевым составом тщательно покрывается участок слома, прилегающая к нему область и пластина-накладка с обеих сторон.
- Лыжа и накладка соединяются саморезами (обычно полтора сантиметровыми).
- Выступающие концы крепежных деталей ликвидируются посредством шлифовальной угловой машины «болгарки» или специальной ножовки. Важно не испортить скользящую поверхность лыж.
- Отремонтированная лыжа отправляется под груз до полного высыхания клея.
Видео сюжет расскажет, как склеить пластиковую лыжу